Ярмарки мёд в Москве последние годы были одним из традиционных мест сбора пчеловодов, представления их продукции и, соответственно, местом, где можно было купить мёд в Москве.
Традиционно проходила ярмарка мёда в Царицыно – осенью, когда появляется свежий сбор, и в Манеже. В этом году ситуация изменилась.
Прошедшая ярмарка мёда в Манеже резко потеряла в популярности. Связывают это в первую очередь с недостаточным информационным обеспечением мероприятия. Традиционно всю нагрузку – от предоставления помещения до активной рекламы по всем каналам – брал на себя город. Однако городские власти сменились, а организаторы ярмарки (союз пчеловодов) оказались не готовы к тому, что все эти вопросы нужно будет решать другими способами. В итоге привычной огласки мероприятие не получило. Не было повсеместной наружной рекламы (от растяжек на крупных магистралях до афиш на столбах), не было частых объявлений в новостях. Следствие – спад посещаемости.
Однако при таком падении спроса на мёд затраты на участие в ярмарке для пчеловодов нисколько не снизились. По словам участников, в этом году за место на ярмарке мёда в Манеже они должны были отдать минимум 110 тыс. рублей. Объём продаж при этом мало у кого превысил в среднем 30 кг в день.
Соотношение доходов и расходов оказалось столь обескураживающим, что многие участники (как сами пчеловоды, так и оптовые перекупщики, которых на ярмарках традиционно много) выразили сомнения в целесообразности мероприятия. Сказаться это может, прежде всего, на осенней ярмарке мёда в Царицыно в 2011 году. И если перекупщики имеют несколько большие прибыли за счёт другой организации торговли, то пчеловодам, представляющим на ярмарках оригинальные, качественные, чистые сорта мёда участие становится экономически невыгодным.
Единственная по-настоящему весомая причина, по которой пчеловодам имеет смысл принимать участие в ярмарке мёда в Царицыно в 2011 году – это взаимоотношения с постоянными клиентами. У давно работающих пасечников, как правило, сложился круг своих покупателей. Они из года в год пополняют запасы мёда у одного конкретного поставщика. Это позволяет быть уверенными в качестве продукта. Надеяться же на массовую продажу пчеловодам пока не приходится, если ситуация с информационным обеспечением и посещаемостью ярмарок сохранится.
Поэтому тем, кто не хочет отказывать себе в удовольствии обеспечить себя и семью свежим качественным мёдом, приходится думать об альтернативных способах покупки мёда. А такие способы зачастую оказываются удобнее и выгоднее. Дело в том, что многие профессиональные пчеловоды со стабильным качеством продукта уже занимаются продажей мёда через интернет – сами или посредством специальных магазинов.