Сначала покажите ему кисточку, обращая внимание на то, что она состоит из деревянной или пластмассовой части, за которую нужно ее держать, из ворса, которым и рисуют на бумаге. Расскажите малышу, как правильно опускать кисточку в краску, чтобы ребенок погружал ее только до середины ворса.
Научите ребенка правильно держать кисточку. Пусть не сильно сдавливает палочку и держит ее немного выше того места, где крепится ворс. Проследите за тем, чтобы ребенок не сгибал слишком сильно пальцы, которыми держит кисть. Затем, покажите, как правильно обмакнуть кисть в краску и аккуратно снять лишнюю краску о край баночки. Попробуйте вместе с ребенком разные приемы, пусть он увидит, что когда на кисточке много краски, она размазывается по бумаге. Такой кистью нельзя провести линию и обозначить контуры. А когда краски слишком мало, рисунок получается бледным.
Первое знакомство ребёнка с кистью и красками
Пусть первое знакомство с красками будет не слишком продолжительным, чтобы у ребенка остался интерес к продолжению занятий. После того, как он попробует что-нибудь нарисовать – пусть это будут линии, кружочки, завитки, покажите ему, как нужно промывать кисточку сначала в большой банке с водой, а потом еще раз – в чистой воде. Учите малыша правильно вытирать кисточку, осторожно прижимая и прокатывая ее по салфетке. Он должен увидеть, что не все материалы обладают одинаковыми впитывающими свойствами. Пусть попробует вытереть кисточку о плотную бумагу, тонкую салфетку и тканевую салфетку.
Следующие уроки рисования красками должны научить ребенка рисовать траву. Малыши в 2 года уже смогут закрасить лист бумаги зеленой краской, детям постарше можно изобразить траву легкими штрихами. Пусть учатся выразительной передаче линий предметов, увидят разницу между рисунком карандашом и красками.
На прогулке рассмотрите деревья, обратите внимание ребенка на то, что ствол у земли толстый, а чем выше, тем он становится тоньше. Рассмотрите, как отходят ветки от ствола, как растут на них листья. Дома покажите, что можно нарисовать ствол, проводя кисточкой сверху вниз по листу бумаги, если при этом сначала нажимать слегка и только кончиком кисти, а затем усиливая нажим. Получится ствол, тонкий у верхушки и толстый у основания.
Потом предложите вспомнить, как отходят от ствола ветки. Малышам трех лет может быть трудно нарисовать тонкие веточки, отходящие от толстых основных ветвей, но детям, которые учатся рисовать быстро и легко, и детям в возрасте четырех-пяти лет это задание вполне по силам. На ветках рисуют листья. Можно рисовать их так, как ребенок рисовал цветы, прикладываю кисть плашмя к бумаге, можно – кончиком кисти.
Не нужно стараться научить ребенка передавать кистью контуры предметов. Пусть он с детства имеет представление о разной технике не только изображения, но и восприятия, так как рисунок кистью и красками изображает реальность путем передачи объемных и цветовых соотношений, а рисунок карандашом – контуров и светотени.