Для обеспечения интенсивного обмена веществ организм ребенка нуждается в высококалорийном питании. Но, к сожалению, пищеварительный тракт грудничка отличается незрелостью, ферментативный аппарат - низкой активностью, и это еще раз подчеркивает необходимость грудного вскармливания.
Функциональная недостаточность пищеварительного аппарата делает его «слабым звеном» организма и влечет за собой частые расстройства пищеварения даже при незначительных нарушениях вскармливания. Расстройство стула у грудничка может возникнуть, как говорят, без видимых причин, нередко даже банальное ОРЗ или диатез сопровождается появлением жидкого стула.
Первые месяцы развития новорожденного ребёнка
В первые месяцы жизни быстро прогрессирует созревание центральной и периферической нервной системы ребенка. Отмечается бурный рост скелетной мускулатуры и увеличение двигательной активности ребенка, а это ведет к ускоренному физическому и умственному развитию.
Если ребенок грудного возраста ограничен в движениях, это отрицательно сказывается на его развитии. Не допускайте тугого пеленания при уходе за ребенком, его одежда должна быть свободной, не ограничивающей движений. Для грудничка движения - проявление жизнедеятельности и развития. От хаотичных неосознанных движений до более сложных, поддерживающих определенную позу, а затем и обеспечивающих передвижение в пространстве, проходит всего несколько месяцев. А к своему первому дню рождения малыш осваивает движения, отражающие деятельность, связанную с общением с людьми, которая протекает под контролем коры головного мозга.
Головной мозг имеет относительно большие размеры и богатое кровоснабжение, которое обеспечивает быстро растущую мозговую ткань достаточным количеством кислорода. К концу первого года жизни вес мозга увеличивается в 2,5 раза. Мозговая ткань грудничков богата водой, и этим обстоятельством в первую очередь объясняется их склонность к судорожным состояниям.
Развитие рефлексов у грудного ребёнка
Если у новорожденного вся жизнедеятельность осуществляется за счет безусловных рефлексов, то у грудничка возникают и закрепляются условные. Раньше всего вырабатываются рефлексы на звуки и на изменение положения в пространстве, несколько позднее - зрительные и тактильные. Пройдет немного времени, и ребенок начнет поворачивать голову, а потом и всем туловищем потянется к источнику звука и новому яркому предмету.
Возникновение условно-рефлекторных связей говорит о быстром функциональном созревании коры головного мозга. А развитие высшей нервной деятельности зависит от факторов внешней среды и в первую очередь от поведения родителей. Чем больше внимания уделяете вы своему малышу, тем быстрее развивается его нервная система. Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, чаще берите на руки и перемещайтесь с ним по квартире, делайте массаж и занимайтесь гимнастикой, играйте в пальчиковые игры и в игрушки-погремушки.
Самый мощный стимул для нервно-психического развития ребенка - общение с родителями и другими членами семьи. Всем известно, что в домах ребенка дети, лишенные эмоционального контакта с близкими людьми, развиваются хуже, чем живущие в благополучных семьях.