Малыша начинают знакомить с ложкой в возрасте 1-2 недели, когда поят водой или чаем. Делают это так. Сначала ребенка берут на руки. Затем, в десертную ложку наливают немного приготовленной жидкости, прикладывают кончик к нижней губе ребенка. Если момент выбран правильно, малыш хочет пить и питье ему нравится, то он охотно всасывает жидкость с ложки. Если же ребенок не хочет пить или ему не нравится вкус питья, то он будет отталкивать ложку языком, а попавшую в рот жидкость выплевывать.
Ослабленные дети, которым трудно сосать грудь, более охотно всасывают молоко из ложечки и легче к ней привыкают. Но нельзя злоупотреблять этим, так как сосание в раннем возрасте физиологически обосновано и помогает правильному формированию ротовой полости.
В первый раз в ложку наливают несколько капель питья, постепенно, по мере привыкания ребенка к ложке, увеличивая количество.
Сначала ребенок всасывает пищу из ложки с закрытым ртом. При прикосновении кончика ложки к губам он складывает губы трубочкой, как будто собираясь взять ими кончик соски или сосок материнской груди. Постепенно он должен научиться открывать рот и аккуратно есть из ложки.
Начинаем кормить ребёнка с ложки
Самостоятельное обращение с ложкой начинается тогда, когда ребенок уже ест кашицеобразную пищу. В ложку набирают небольшое количество каши, пюре или протертого супа, слегка надавливают на нижнюю губу и вводят ложку за губу. Ребенок будет пытаться всосать пищу. Не нужно ждать этого: сразу же проведите ложкой по внутренней поверхности верхней губы и выньте ложку. Ребенок проглотит пищу. После этого дают ему следующую порцию.
Очень важно, чтобы ребенок привык поворачивать голову в сторону ложки и открывал рот. Как только он начнет следить взглядом за предметами, нужно обращать его внимание на процесс кормления.
Обязательно называйте предметы и действия: «Вот водичка, вот ложка, сейчас ты будешь пить». Сначала привлеките внимание малыша к пище, а только потом начинайте давать пищу или питье.
Если все идет хорошо, то вскоре ребенок не только будет открывать рот и поворачивать голову в сторону ложки, но и тянуться к ней руками, пытаться придерживать, браться самостоятельно. Это стимулирует развитие тонкой моторики рук и пальцев, вырабатывает навыки самообслуживания и самостоятельности с раннего возраста, благотворно влияет на психику малыша. К пяти месяцам он уже пытается брать ложку. Когда малыш будет хорошо сидеть, уже научится держать ее и пытаться есть самостоятельно.
Темп кормления ребёнка с ложки
Дети едят не одинаково быстро. Ребенок может медленнее есть пищу, вкус которой ему меньше нравится. После сна и бодрствования темп кормления также может неодинаковый. В любом случае нужно дождаться, когда малыш проглотит порцию пищи, и только после этого предлагать ему следующую. Между порциями не должно быть перерывов, чтобы ребенок не отвлекался.
Некоторые дети едят охотно и быстро, любят перемещать пищу во рту, прежде чем проглотить ее. Таким детям не нравится, чтобы в ложке было много пищи. Если не следить за этим, они могут поперхнуться, выплюнуть пищу, оттолкнуть ложку. Если же ребенок любит быстро есть, сердится, когда мать медлит со следующей порцией, нужно набирать немного больше пищи, чем обычно.