Готовность к школе определяется тем, насколько ребенок привык к усидчивости, умеет концентрировать внимание, подчиняться требованиям школьной структуры, насколько в нем воспитано умение подавать свои желания.
Ведь первоклассник уже не принадлежит себе, его день строится в зависимости от школьного расписания. И как ни хорошо и интересно будут организованны уроки в школе, все-таки это уроки, а не игра, и ребенок должен слушать объяснения учителя, выполнять задания, отвечать на вопросы и делать то, что от него требуют, даже если этого делать совсем не хочется.
Прививаем ребёнку привычку быть организованным
Отсутствие привычки к систематическим занятиям, чрезмерная подвижность, неорганизованность становятся серьезным препятствием для шестилеток. Ведь в классе нужно длительное время сидеть спокойно, внимательно слушать учителя и не только слушать, но и вдумываться в то, что он говорит. Кроме того, первоклассник не должен прерывать своих соучеников, если они отвечают на вопросы учителя.
Шестилетний ребенок, который идет в школу, должен уметь анализировать свои действия и хорошо воспринимать алгоритм работы вслух. Как правило, учитель дает задания, разбивая их на маленькие этапы, например, предлагает открыть книгу на третье странице, внимательно посмотреть на рисунок, закрыть книгу, отложить ее в сторону, открыть тетрадь. Некоторые дети легко справляются с этими указаниями, для других они представляют определенную сложность, потому что ребенок не воспринимает еще цепочку последовательных действий как единое целое, ведущее к определенному результату.
Готовим ребёнка ко всем трудностям в школе
Но это не все трудности. Ведь класс – это, прежде всего коллектив, состоящий из очень разных личностей, которые в течение 4-5 часов должны заниматься общим делом. Очень важно, чтобы первоклассник умел выстраивать отношения со сверстниками, умел ладить с ними, был достаточно гибким и способным постоять за себя.
Поэтому умение читать, считать и даже писать – далеко не самый важный критерий подготовленности вашего ребенка к школе. К сожалению, многие дети шести лет, которых воспитывали дома, и те из них, кто посещал детский сад, но имел там проблемы в отношениях с другими детьми и воспитателями, психологически не готовы к школьному обучению. И если родители упустили этот момент, а детский психолог не заметил особенностей ребенка, то слишком раннее начало учебы грозит серьезными осложнениями.
Прежде всего, у ребенка повышается тревожность, он становится нервным, возбудимым, капризным, периоды гиперактивности сменяются вялостью. В дальнейшем развиваются психосоматические заболевания. Эти болезни, вызванные тяжелым психологическим состоянием ребенка, который не хочет идти в школу.
Поэтому, прежде чем решать, пойдет ли ваш ребенок в школу с шести лет или же ему стоит позаниматься еще год, обратитесь к хорошему психологу или же посоветуйтесь с опытным педагогом, давно работающим с учениками младших классов. На основании тестов, наблюдений за ребенком специалист сделает определенные выводы и даст свои рекомендации. Обратите внимание, чтобы психолог определил уровень интеллектуального развития, тонкой моторики, выяснил, есть ли у ребенка развитая координация движений рук и зрения.