Зрение. Если ребенок рождается в помещении со слабым, тусклым светом, то он будет вертеть головой с широко открытыми глазами, разглядывая все вокруг. Если же свет в комнате яркий, то ребенок плотно смыкает глаза, чтобы сразу не ослепнуть.
Сразу же после рождения ребенок будет искать зрительный контакт с мамой. Младенец рождается с идеальным зрением для выживания - лучше всего новорожденные видят на расстоянии 20 см. Острота зрения на большем расстоянии уменьшается, а глаза еще не способны сосредотачиваться на дальних и более близких объектах. Ребенок еще не способен воспринимать мелкие детали, его притягивает лицо в целом. Ему нравится все, что движется и порождает эмоции. Полностью зрение формируется только к 4 годам, однако годовалый ребенок уже полностью визуально адаптирован.
Слух у новорождённого ребёнка
Слух. Слух ребенка натренирован еще с внутриутробной жизни, ведь уже там он слышит голос мамы, биение ее сердца, различные звуки из вне. И, хотя слуховой нерв ребенка полностью развивается только к году, у новорожденного ярко выражена способность слышать. Он сразу отличает голоса своих от чужих, узнает голос мамы, к которому он уже привык. Сразу после рождения и в течении еще нескольких дней внутреннее ухо младенца заполнено жидкостью, что смягчает восприятие огромного количества шумов, которые сразу обрушиваются на ребенка.
Формирование органов обоняния и вкуса у ребёнка
Запах и вкус из всех чувств играют для ребенка самую большую роль. Только родившись, ребенок сразу различает запахи. Он узнает по запаху свою маму, различает запах молока. Причем, ребенок, имея свой специфический запах, накладывает его на материнскую грудь, пеленки и первые игрушки. Вкус ребенок начинает различать еще в лоне матери. У ребенка во рту на тысячу вкусовых рецепторов больше, чем у взрослого человека, и все они направлены на восприятие материнского молока.
Чувство осязания у ребёнка
Благодаря осязанию ребенок чувствует нежные прикосновения, тепло и холод, боль. Осязание у детей развито так же со времен нахождения в лоне матери. Тесный контакт и поглаживание очень важны в первое время для малыша. Они являются не только необходимыми компонентами для развития самих органов чувств, но и способствуют образованию гормонов, влияющих на умственное развитие и рост ребенка. Поэтому ношение на руках ребенка - это не прихоть, а необходимость. Также ребенок начинает познавать мир при помощи рта (губы и язык), а уже потом и при помощи кончиков пальцев.