Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Чем раньше родители начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию новорожденного, тем лучше.
Первый год - ответственный период в жизни ребенка. Общаясь с малышом каждый день, он постепенно овладевает разнообразными действиями с предметами. Вот почему с первых же месяцев жизни младенца необходимо систематически в моменты его бодрствования организовывать игры, которые направлены на освоение ребенком определенной программы предметных действий.
Игры для новорожденного в первые дни жизни
В период от первых дней после рождения до трех месяцев младенец фиксирует взгляд на ярких предметах, следит за игрушкой глазами при ее перемещении в поле зрения ребенка.
К трем месяцам ребенок начинает уже удерживать предметы.
К шести месяцам в результате систематических игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Наличие этого опыта выражается, прежде всего, в том, что в своих действиях малыш начинает учитывать особенности формы игрушки, ее величину.
Ребенок действует с игрушкой таким образом, что уже получает некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновый шарик - сжимается, надувная игрушка - скрипит под пальцами, погремушка - грохочет при потряхивании. Все эти действия ребенок должен хорошо освоить к 9-11 месяцам.
Таким образом, в конце первого года малыш переходит от ознакомления со свойствами игрушек к их использованию в процессе своих действий (прокатывает коляску, автомобиль, игрушечную чашку подносит своему рту, смотрит кукле в глазки). Это огромное значение для возникновения самостоятельной предметной деятельности и дальнейшего развития игровой.
Игры-занятия с детьми первого года жизни проводятся, как правило, с многократными повторениями. Они должны протекать в обстановке положительного эмоционального контакта взрослого с ребенком. Необходимо, чтобы общение со взрослыми вызвало у малыша хорошее настроение. Малыш должен радоваться, улыбаться. Не допускайте чрезмерного возбуждения ребенка. При соблюдении указанных условий малыш наилучшим образом усвоит программное содержание игр и занятий.
Приведу ниже примеры игр с детишками в возрасте до месяца.
- Цель занятия: активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете, побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки. Создавайте ситуации, развивающие зрительные и слуховые реакции.
Материал: не слишком яркий источник света (дневной свет из окна, от детского карманного фонарика или неяркой лампы, защищенной абажуром).
Ход занятия: меняя место положения ребенка по отношению к источнику света, а затем место источника света по отношению к лежащему на спине ребенку, взрослый побуждает его поворачивать голову к свету.
- Цель занятия та же.
Материал: погремушки (шарики, колокольчики, фигурки) величиной 6-8 см. По цвету они должны быть однотонные (оранжевые, красные, желтые или ярко-зеленые). Зажим-держатель для закрепления и показа игрушки.
Ход занятия: лежащему на спине ребенку на расстоянии 40-60 см показывают игрушку, учат фиксировать взгляд. Перемещают игрушку влево-вправо (на 20-30 см), активизируют реакцию "следования" за предметом.
При трех-четырех повторениях взрослый сопровождает показ легким встряхиванием погремушки, то есть, к зрительному воздействию добавляют слуховое.
- Цель занятия та же.
Материал. Нам понадобятся: металлофон (выбирается один звук), бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), игрушки из шуршащей бумаги.
Ход занятия. Сбоку слева, а затем справа от лежащего ребенка на спине на расстоянии 25-50 см не очень громко ударяют три раза в бубен (звенят колокольчиком, хлопают в ладоши), вызывая двигательную реакцию на звук. После трех-четырех повторений и возникновения реакции на звук надо показать предмет, издающий звук в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами.