Театр сегодня переживает сложные времена. Одни утверждают, что начался некий театральный бум и радуются возрождению интереса к театру, другие, наоборот, считают, что он, безусловно, умирает, так как в современном мире уже слишком много вещей более зрелищных, интересных и информативных: Интернет, кино, телевидение, СМИ.
Третьи, считая, что традиционный репертуарный театр уходит в прошлое, ругают антрепризу, которая, по мнению многих, направлена лишь на зарабатывание денег и превратит театр в очередное дешевое развлечение, далекое от искусства. Многие недовольны участием в спектаклях людей иногда достаточно далеких от театра, но популярных: телеведущие, кавээнщики, популярные актеры из не самых удачных телесериалов. Действительно, приходится выживать, привлекая зрителя любыми средствами, снижая цены на билеты.
Особенно трудно театрам в маленьких городах, ведь, например, в Большой театр билеты всегда будут покупать: главный театр страны, великая история, прославленные актеры и режиссеры. Большую роль играет и туризм. Многие, впервые попав в культурную столицу какой-либо страны, стремятся не упустить случай и приобщиться к высокому искусству: посетить прославленный театр, оперу, попасть на крупный знаменитый фестиваль.
Сегодня взрослые редко ходят в театр, тем более с детьми. Традиционно почему-то считается, что этот вид искусства особенно сложен для детского восприятия. Предложи какой-нибудь мамочке билет на балет Спящая красавица, она испуганно замашет руками: «Что вы, он у меня столько не высидит, он маленький, не поймет ничего». Почему же нет? Ведь это сказка. Кроме того, ребенка отличает искренняя вера в предложенные обстоятельства, умение использовать в игре любые приспособления и принять любую степень условности.
Взрослому кажется странным стремление маленького человечка играть в настоящем театре, тем более участие детей в настоящих спектаклях, что сегодня не редкость. Режиссеры, которые решаются на эти эксперименты, отмечают, что ребенок легко ориентируется даже в сложнейшем виде театра – оперном, и в 10-14 лет чувствуют себя на сцене как дома, а природная музыкальность, еще не утраченная с возрастом, удивляет актеров, которые потратили многие годы на обучение в консерваториях и училищах.
В театре пригодятся самые разные способности, и в театре масса возможностей для развития этих талантов: научиться петь, чувствовать ритмику и интонацию, работать над мимикой, жестами, пластикой, походкой. Развивается детская фантазия и память, воображение.
Неслучайно театр уже давно используется в педагогике — начиная от детского сада и заканчивая набирающими популярность студенческими театрами.